Ресурсное обеспечение инновационной экономики региона: кадры нового поколения

Студенческая молодежь является динамично развивающейся социальной группой, активно участвующей во всех аспектах жизни общества. В условиях перехода России на инновационный путь развития, характеризующийся построением экономики знаний, значение данной социальной группы существенно возросло. Ведь именно молодежь, которой свойственна широта и оперативность мышления, способствует воспроизводству социальнопрофессиональной структуры общества. Высокий уровень конкуренции на современном рынке труда диктует новые требования к образовательному процессу, который должен гармонично сочетать теоретическую подготовку в профессиональной области и получение практических знаний, умений и навыков для обеспечения конкурентоспособности человеческого капитала на рынке труда. Именно поэтому Юго-Западный государственный университет, как и современная система образования
в целом, ориентирует молодежь на гармоничное развитие личности в соответствии с перспективными потребностями рынка труда и каждого гражданина. Развитие студенческого самоуправления является одной из задач программы стратегического
развития университета. Программа развития студенческих объединений «ИНДИГО» Юго-Западного государственного университета нацелена на ИНтеллектуальные Достижения для Инновационного Государства и Общества.
 
Цель программы: интенсификация процессов формирования гармонично развитой личности, обладающей высокими профессиональными и социально-духовными компетенциями, для развития высокотехнологичного государства и здоровья общества.
 
Задачи программы
• Популяризация устойчивого образа гармонично развитой личности (профессионала и гражданина).
• Активизация и вовлечение молодежи в научные, производственные, политические и социально-экономические процессы региона.
• Развитие творческих способностей и талантов у молодежи, воспитание ее в духе интеллектуальной свободы и гражданской активности.
• Продвижение молодежных инноваций и общественное признание достижений студентов на национальном и мировом уровне.
 
Программа нацелена на формирование в молодежной среде «моды» быть профессионалом и гражданином, т.е. обладать профессиональными знаниями, умениями (быть умным), иметь активную гражданскую позицию (быть активным), быть здоровым душой и телом. Сформировать «моду», – значит придать образу популярность среди молодежи, тренд, которому нужно следовать на пути к успеху.
 
Для развития творческих инициатив, повышения уровня самоорганизации молодежи ее роль в образовательном, научном и инновационном процессе в университете должна быть усилена.
 
Необходимо привлечь молодежь к инициативной и самостоятельной деятельности, что позволит ей почувствовать сопричастность к проектированию своего будущего, создаст систему стимулов развития и станет хорошей путевкой в жизнь.
 
Создание и развитие студенческих объединений позволяет значительно повысить эффективность подготовки студентов. Эти объединения являются более эффективным инструментом развития компетенций, они предоставляют более «дружелюбные» условия для творчества студентов, разрушют рамки «авторитетного давления» и стереотипов. Именно развитие форм самоорганизации студентов расширяет границы творческого поиска и мотивации. Институт наставничества в них представлен более мягкими формами сотрудничества и общения на равных. Создание атмосферы творческой свободы повышает мотивацию и самостоятельность молодых исследователей, специалистов, профессионалов, граждан.
 
Логика формирования задач программы основана на этапах жизненного цикла образовательной услуги: от создания конкурентных условий для привлечения абитуриента в университет и до выпуска, т.е. трудоустройства подготовленного специалиста на предприятиях региона и страны. Таким образом, задачи молодежной политики ЮЗГУ отражают этапы жизненного цикла подготовки специалиста (рис. 1).
 
Следуя федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, основу которого составляет компетентностный подход к подготовке кадров, авторы программы «ИНДИГО» в рамках направлений ее реализации выделили типы компетенций (рис. 2):
Знаю – когнитивные компетенции;
Умею – функциональные компетенции;
Хочу – общественные компетенции;
Могу – личностные компетенции.
 
Организационно объединенный совет обучающихся «ИНДИГО» включает представителей
и руководителей студенческих объединений университета. Совет является коллегиальным органом управления молодежной политикой ЮЗГУ и функционирует по трем отделениям, возглавляемым тематическими группами (советами):
• Отделение молодежной науки представлено советом молодых ученых ЮЗГУ. Отделение обеспечивает активизацию и вовлечение молодежи в научные процессы университета и региона, популяризацию успешного образа российского ученого и повышение научного информационного обмена молодежи.
• Отделение молодежных инноваций представлено советом молодых инноваторов, в состав которого входят руководители и представители профессиональных студенческих объединений и подразделений университета в сфере кадрового обеспечения и профессионального сотрудничества с предприятиями.
• Отделение социально-культурного воспитания представлено ассоциацией студенческого
самоуправления, в которую входят студенческиподразделения, обеспечивающие развитие активной гражданской позиции, системы мотивации, творческих талантов и личностных ценностей у молодежи, ее духовного и физического здоровья.
 
Взаимодействие совета и студенческих объединений с субъектами совместной деятельности осуществляется на внутреннем и внешнем уровнях в профессиональной и социокультурной сферах подготовки личности. Внутренний уровень взаимодействия определяет взаимосвязи совета с подразделениями ЮЗГУ. Внешний уровень определяет
взаимосвязи совета с организациями и предприятиями региона, страны, мира.
 
Схема взаимодействия студенческих объединений с подразделениями университета на внутреннем уровне определяет управляющие связи в научной, образовательной и социокультурной сферах подготовки личности (рис. 3).
 
Для развития компетенций молодежи в рамках программы предусмотрено использование процессов:
• ГЕНЕРАЦИЯ – процесс по развитию способностей молодежи;
• ДЕКЛАРАЦИЯ – процесс публичного представления результатов деятельности и демонстрации способностей.
 
Процессы охватывают жизненный цикл образовательной услуги и являются общими как для профессиональных, так и для социокультурных компетенций.
 
Достижение цели и решение задач программы развития осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам и результатам мероприятий в рамках направлений. Система мероприятий программы строится в соответствии со следующими принципами (рис. 4):
• комплексность, под которой понимается максимальная широта охвата и согласованность
развития компетенций для формирования гармоничной личности в рамках жизненного цикла образовательной услуги;
• прозрачность управления программой развития как взаимоувязанной по срокам и ресурсам системой проектов, направленных на развитие гармоничной личности;
• софинансирование и привлечение внебюджетных ресурсов для выполнения мероприятий
программы, которые могут иметь коммерческую направленность.
 
Таким образом, мероприятия программы лежат на пересечении направлений ее реализации, в рамках которых выделены типы приобретаемых компетенций, и процессов по их развитию.
 
В 2015 году программа получила новый виток развития – ряд входящих в нее проектов были включены в программу реализуемых совместно с Минобрнауки всероссийских проектов, и стали федеральными. Это – результат развития творческой инициативы и поиска новых тематик и форматов проведения мероприятий, создающих максимально
эффективные площадки взаимодействия молодежи.
 
Наиболее яркими из них стали:
• Международный молодежный проект «Историческая память», направленный на развитие патриотизма и гражданских ценностей, укрепление памяти молодежи о героях Великой отечественной войны, упреждение искажения исторических фактов, пропаганды мира и антифашизма.
•Международный марафон культур «Диалог наций», направленный на установление и развитие межнациональных связей среди студентов России, ознакомление участников с традициями и особенностями национальных культур, обсуждение проблем межнационального мирного сосуществования. Статья написана по результатам выполнения прикладного исследования в рамках программы стратегического развития ЮЗГУ.