"Качество и жизнь" № 2(34) 2022 c. 52-56

"Качество и жизнь" № 2(34) 2022 c. 52-56

Модель оценивания  эффективности учебного процесса  на основе анализа процесса обучаемости

Ю.В. Доронинад.т.н., профессор кафедры «Информационные технологии и компьютерные системы» Севастопольского государственного университета; действ. член Академии проблем качества; г. Севастополь
e-mail: apkSev@yandex.ru

 
С.И. Баркаловаспирант кафедры «Информационные технологии и компьютерные системы» Севастопольского государственного университета; г. Севастополь
 
На основе существующих понятий обучаемости рассмотрен процесс получения и усвоения знаний. В рамках системного подхода предложена схема модели учебного процесса с учетом влияющих на уровень усвоения знаний факторов по стандарту IDEF0. Процесс получения и усвоения знаний представлен в факторно-субъектном пространстве «ученик – учитель – среда», где осуществляется переход информации в знания. Предложены формулировки «трансляции» и «усвоения» знаний в понятиях контекстной системной модели. Определено, что для уточнения модели целесообразно учитывать факторы (внешние и внутренние), которые влияют на уровень усвоения знаний получателем. Формализована укрупненная модель процесса обучения, на основе которой предложена схема процесса принятия решений по оценке эффективности учебного процесса. 
 
Ключевые слова: обучаемость, факторы обучаемости, модель учебного процесса, эффективность учебного процесса.   
 
Литература:
1. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь, М. : АСТ. – 2008. – 306 с.
2. Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин [электронный ресурс]: учеб. пособие модульного типа / сост. И.В. Новгородцева. – 3-е изд., стереотип. – М. : ФЛИНТА, 2017. – 378 с. 
3. Деркач А.А. (ред.). Акмеологический словарь. – М. : РАГС, 2004. – 161 с.
4. Маркова А.К. Психология труда учителя / Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 29 с.
5. Вербицкий А.А. Обучаемость – это...//  insai.ru: Инсай – вертикальное развитие. URL:  https://www.insai.ru/slovar/obuchaemost (дата обращения: 01.03.2021). 
6. Шапарь В.Б., Рассоха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический словарь / под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – с. 323.
7. Пасленов А. П. Повышение эффективности обучения посредством мотивации // Проблемы и перспективы развития образования: материалы  I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). – Т. 2. – Пермь : Меркурий, 2011. – С. 171–175. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/104/ (дата обращения: 17.12.2020).
8. Солощенко В.В. Цели и пути повышения эффективности образовательного процесса в вузе // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). – Чита : Молодой ученый, 2018. – С. 116–120. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/13971/ (дата обращения:  17.12.2020).
9. Boud, D. Assessment 2020. Australian Learning and Teaching Council / D. Boud. – 2010. – URL: https://www.uts.edu.au/sites/default/files/Assess­ment-2020_propositions_final.pdf.
10. Карпов А.А. Взаимосвязь общих способностей и метагогнитивных качеств личности: дис. … канд. псих.наук. – Ярославль, 2013. – 205 с.
11. Царева Е.Н., Рыжкова М.Н. Построение математической модели обучаемого для оптимизации учебного процесса // Открытое и дистанционное образование. – 2014. – № 2. – С. 63–68.
12. Добудько Т.В., Горбатов С.В., Добудько А.В., Пугач О. И. Методика оценки электронной информационно-образовательной среды педагогического вуза // СНВ. –2018. –№ 3 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-elektronnoy-informats... (дата обращения: 04.03.2021).
13. Третьякова Т.В. Анализ подходов к оценке качества образования за рубежом // Вестник СВФУ. – 2009. – №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-podhodov-k-otsenke-kachestva-ob... (дата обращения:  04.03.2021).
 
DOI: 10.34214/2312-5209-2022-34-2-52-56

Back to top