"Качество и жизнь" № 3(27) 2020



Тема номера: 
Качество делают люди


Дата выхода номера: 
23.09.2020

Только зарегистрированный пользователь может получить доспуп к электронной версии журнала

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

с. 5-10

Доктор Эдвардс Деминг  – мыслитель, опередивший время

Ю.П. Адлер, к.т.н., доцент, профессор НИТУ «МИСиС»; Москва
e-mail: adler.37@inbox.ru
 
Доктор Эдвардс Деминг, 120-летие со дня рождения которого приходится на 14 октября 2020 г., внес выдающийся вклад в теорию и практику менеджмента, в математическую статистику и многие другие области человеческой деятельности. В данной работе, написанной к юбилею Э. Деминга, рассматриваются парадоксы, вытекающие из его учения. Они касаются, в частности, конкуренции, мотивации и оплаты труда, применения выборочных методов, обучения на производстве, операциональных определений и многого другого. Разрешение этих парадоксов – путь к более глубокому пониманию современного мира и к совершенствованию практики менеджмента. Уже при жизни Деминга предпринимались многочисленные попытки ревизии его учения, а теперь наблюдается стремление к отказу от использования и развития его наследия. Это вызывает тревогу и озабоченность.

DOI: 10.34214/2312-5209-2020-27-3-5-1


с. 11-18

Конкурентоспособность энергопотребляющих устройств: новые требования в техническом регулировании в целях устойчивого развития

Е.А. Сысоева, д.э.н., доцент, заведующий кафедрой статистики, эконометрики  и информационных технологий в управлении Национального исследовательского Мордовского государственного университета  им. Н.П. Огарёва; Республика Мордовия,  г. Саранск
e-mail: sysoewa@mail.ru

Т.А. Рожкова, ведущий специалист ООО «Центр сертификации электрических ламп  и светотехнических изделий»; Республика Мордовия, г. Саранск

В Евразийском экономическом союзе принят технический регламент «О требованиях к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств» (ТР ЕАЭС 048/2019), действие которого распространяется на энергопотребляющие устройства широкого применения, имеющие значительную долю в балансе энергопотребления и оказывающие существенное влияние на энергетическую безопасность стран-членов ЕАЭС. В ТР ЕАЭС 048/2019 актуализированы количественные требования, предъявляемые к энергопотребляемым устройствам, установлены новые, дополнительные требования по их энергоэффективности, соответствующие современному уровню развития энергосберегающих технологий, а гармонизация поэтапно вводимых требований по энергоэффективности энергопотребляющих устройств, установленных в ТР ЕАЭС 048/2019, с требованиями директив и регламентов Европейского Союза, позволяет утверждать, что энергоэффективность энергопотребляющих изделий, производимых в государствах-членах Евразийского экономического союза, будет устойчиво повышаться, и это должно положительно повлиять на конкурентоспособность энергопотребляющих изделий, производимых на территории Евразийского экономического союза.
Введение в действие ТР ЕАЭС 048/2019 является актуальным решением для обеспечения энергетической и экологической безопасности экономик государств-членов Евразийского экономического союза, будет способствовать продвижению конкурентоспособной энергопотребляющей продукции, производимой на территории стран Евразийского экономического союза, на международный рынок, и позволит населению экономить денежные средства за счет приобретения энергоэффективных энергопотребляющих устройств.

DOI: 10.34214/2312-5209-2020-27-3-11-18


с. 19-26 

Вероятностная модель  взаимодействия необходимых  и достаточных условий массовой заболеваемости населения с учетом масштабно-популяционного фактора

А.А. Барзов, д.т.н., профессор, ведущий научный сотрудник Центра гидрофизических исследований Физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Москва

А.И. Денчик, к.т.н., профессор, кафедра «Машиностроение и стандартизация» Павлодарского государственного университета имени С. Торайгырова;  Республика Казахстан, г. Павлодар

В.М. Корнеева,  д.т.н. наук, доцент, профессор кафедры «Метрология и взаимозаменяемость» МГТУ им. Н.Э. Баумана., президент отделения «Квалиметрия» Академии проблем качества; Москва
e-mail: v_korneeva@list.ru

С.С. Корнеев, к.т.н., доцент, доцент кафедры «Технологии ракетно-космического машиностроения» МГТУ  им. Н.Э. Баумана; Москва
 
Предложено использовать феноменологию известного масштабного фактора прочности к построению аппаратной платформы вероятностного моделирования кинетики взаимодействия необходимых и достаточных условий возникновения эпидемий или пандемий. Получены экспоненциально-пластичные модели, отражающие характерные черты данных массово-популяционных явлений, обеспечивающие возможность вероятностного прогнозирования различных сценариев их протекания. Приведены примеры расчетов по предложенной вероятностной модели и показано их соответствие реальным статистическим данным о развитии заболеваемости в разных странах.

DOI: 10.34214/2312-5209-2020-27-3-19-26

 
с. 27-32

Повышение  эффективности проектирования сложных систем на основе снижения мощности множества генерированных альтернатив

Ю.В. Доронина, д.т.н., профессор кафедры «Информационные технологии и компьютерные системы» Севастопольского государственного университета; Севастополь
e-mail: YVDoronina@sevsu.ru

В статье предложен подход к структурному синтезу элементов системотехнического комплекса, заключающийся в применении модифицированного генетического алгоритма и метода сужения мощности множеств альтернатив. Модификация генетического алгоритма реализована в рамках операции направленной мутации для трех типов первоначального элементного состава альтернативы и применяется для объектов с заданной (ограниченной) длительностью их жизненного цикла. Применение такого подхода позволило как сократить усилия при получении альтернатив на этапе проектирования элементов системотехнического комплекса, так и снизить трудоемкость при формировании облика системы.

DOI: 10.34214/2312-5209-2020-27-3-27-32


с. 33-38

Малозатратный способ решения канонических уравнений методом сил большой размерности

В.Е. Кичеев, к.т.н., доцент Московского авиационного института (НИУ); Москва
e-mail: m.oskb@yandex.ru

Рассматривается задача решения систем линейных алгебраических уравнений общего вида и большой размерности. Разработан метод последовательных приближений, базирующийся на геометрическом подходе. С целью улучшения сходимости в предлагаемом способе используется значительная часть уравнений.

Ключевые слова: статическая неопределимость, система линейных алгебраических уравнений, численные методы.
 

DOI: 10.34214/2312-5209-2020-27-3-33-38

 
с. 39-45

Применение дискретного  вейвлет-преобразования и свертки  для нахождения значений  локально-аппроксимационных сплайнов

Ю.И. Битюков, д.т.н., профессор Московского авиационного института (НИУ); Москва

Ю.И. Денискин, д.т.н., профессор Московского авиационного института (НИУ); Москва

Г.Ю. Денискина, аспирант Московского авиационного института (НИУ); Москва
e-mail: dega17@yandex.ru
 
Рассматриваются алгоритмы нахождения значений локально-аппроксимационных сплайнов n-переменных и их частных производных с использованием дискретного вейвлет-преобразования и операции свертки. Результаты применены к оценке значений частных производных функций, заданных в узлах сетки, и к задаче локальной модификации поверхности вентиляторной лопатки авиационного двигателя, изготавливаемой из композиционных материалов методом автоматизированной выкладки.

DOI: 10.34214/2312-5209-2020-27-3-39-45

 

ОРГАНИЗАЦИЯ  ПРОИЗВОДСТВА

с. 46-51

Проектная деятельность  при решении проблем качества продукции  в автомобилестроении

Работа подготовлена при поддержке гранта Президента РФ НШ-2515.2020.8
 
В.Н. Козловский, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Теоретическая и общая электротехника» Самарского государственного технического университета, дейст. член Академии проблем качества; г. Самара
e-mail: kozlovskiy-76@mail.ru

Д.И. Благовещенский,  к.т.н., доцент, директор ФБУ «Тульский ЦСМ», дейст. член Академии проблем качества; г. Тула

Д.В. Айдаров, к.т.н., доцент кафедры «Техносферная безопасность и сертификация производства» Самарского государственного технического университета; г. Самара

Р.Р. Гафаров, соискатель ученой степени кандидата наук Самарского государственного технического университета; г. Самара

В работе представлены результаты разработки и реализации инструментов проектного подхода для решения проблем качества новых автомобилей в эксплуатации.

DOI: 10.34214/2312-5209-2020-27-3-46-51

 
с. 52-61

Практика решений  проблем качества продукции, полученная с применением проектной деятельности  на автосборочных предприятиях

Работа подготовлена при поддержке гранта Президента РФ НШ-2515.2020.8
 
В.Н. Козловский, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Теоретическая и общая электротехника» Самарского государственного технического университета, дейст. член Академии проблем качества; г. Самара
e-mail: kozlovskiy-76@mail.ru

Д.И. Благовещенский, к.т.н., доцент, директор ФБУ «Тульский ЦСМ», дейст. член Академии проблем качества; г. Тула

А.В. Крицкий, аспирант Самарского государственного технического университета; г. Самара

У.В. Брачунова, аспирант Самарского государственного технического университета; г. Самара

В работе представлены результаты разработки и реализации инструментов проектного подхода для решения проблем качества новых автомобилей в эксплуатации. Проведено обобщение опыта работы проектных команд при решении проблем в области качества новых автомобилей в эксплуатации.

DOI: 10.34214/2312-5209-2020-27-3-52-61

 
с. 62-66

Обоснование  и разработка системы бережливого производства для торговой организации

И.Ю. Резниченко, д.т.н., профессор, заведующая кафедрой управления качеством Кемеровского государственного университета;  г. Кемерово
e-mail: Irina.reznichenko@gmail.com

К.А. Брусова, магистрант кафедры управления качеством Кемеровского  государственного университета;  г. Кемерово

Цель работы заключалась в обосновании и внедрении разработанной системы бережливого производства в торговой организации малого формата для повышения результативности ее деятельности. В работе применяли методы, регламентируемые требованиями нормативных документов (ГОСТ Р 56407-2015, ГОСТ Р 56036-2014): 5S при анализе организации рабочего пространства, Poka-Yoke для предупреждения непреднамеренных ошибок и их устранения; визуализации; стандартизации работы, а также инструменты Кайдзен, хронометраж. При оценке удовлетворенности потребителей внутренних и внешних использовали метод анкетирования. К результатам исследований можно отнести перечень выявленных причин потерь от бракованных реализуемых товаров, потерь рабочего времени, причины неудовлетворенности покупателей; обработанные данные по удовлетворенности внутренних потребителей, данные по улучшению условий труда и безопасности. Анализ и систематизация полученных результатов позволили сформировать конкретные предложения по вовлеченности сотрудников в процесс улучшения рабочего пространства, повышению эффективности работы торговой организации и внедрить результаты в практику.

DOI: 10.34214/2312-5209-2020-27-3-62-66

 

ТРАНСПОРТ. АВИАЦИЯ

с. 67-76

Переподготовка  авиационного персонала в организациях разработчика и производителя вертолетной техники – необходимое условие качества функционирования авиационной транспортной системы

А.И. Ресинец, к.воен.н., доцент кафедры «Проектирование вертолетов» Московского авиационного  института (НИУ); Москва
e-mail: k102@mai.ru

В статье рассматривается одна из составных частей авиационной транспортной системы гражданской авиации России – центр подготовки авиационного персонала на примере авиационного учебного центра ОАО «Камов». Анализируются проблемные вопросы, связанные с обучением отечественных и иностранных авиационных специалистов в организации разработчика и изготовителя авиационной техники, как по линии гражданской авиации, так и в рамках военно-технического сотрудничества.

DOI: 10.34214/2312-5209-2020-27-3-67-76

с. 77-83

Интегральный контур  управления шасси как средство повышения устойчивости и управляемости самолетов нетрадиционных схем  при движении по земле

А.А. Смагин, аспирант Московского авиационного института (НИУ), инженер-конструктор 3 категории ОКБ Сухого; Москва
e-mail: smagin_9595@mail.ru

О.С. Долгов, д.т.н., профессор Московского авиационного института (НИУ); Москва

В работе предложен подход к решению проблем устойчивости и управляемости самолетов аэродинамической схемы «летающее крыло» с точки зрения движения по земле, заключающийся в объединении систем шасси в автоматизированный интегральный контур управления. Проведен анализ особенностей движения по земле, указаны недостатки и границы применения имеющихся способов управления. Описано построение динамической модели самолета для проведения виртуальных испытаний алгоритмов управления. Сделан вывод о практических преимуществах, которые ожидаются в результате внедрения интегрального контура управления системами шасси.

 

DOI: 10.34214/2312-5209-2020-27-3-77-83

с. 84-91

Управление качеством противообледенительной жидкости, обеспечивающей безопасность взлета воздушного судна

О.С. Долгов, д.т.н., заведующий кафедрой 104 «Технологическое проектирование  и управление качеством» Московского авиационного института (НИУ); Москва

Б.Б. Сафоклов, старший преподаватель кафедры 104 «Технологическое проектирование  и управление качеством» Московского авиационного института (НИУ); Москва
e-mail: safoklovbb@mai.ru

В данной работе рассмотрена возможность эволюции контроля качества объекта наземной противообледенительной физико-химической обработки поверхности воздушного судна – противообледенительных жидкостей в «управление качеством – противообледенительной жидкости как объекта обеспечения безопасного взлета воздушного судна». Сформулировано определение «качество противообледенительной жидкости». Введено в качестве функционала понятие «качество противообледенительной жидкости на этапе ПОО» для интеграции в систему «управление качеством противообледенительной жидкости» на основе баз знаний о ПОЖ как совокупность всех ожидаемых эксплуатантом свойств. Для внедрения информационной программной поддержки процесса ПОО введено понятие «регелоскопическая программа наземной противообледенительной защиты ВС», на основе которой представлена функциональная модель для построения стратегии обработки и защиты ВС от наземного обледенения в соответствии с современными требованиями для авиапредприятий: «Безопасность. Экономичность. Экологичность».

DOI: 10.34214/2312-5209-2020-27-3-84-91